Три фантастических Кармен Юрия Башмета в Москве

20 ноября в концертном зале Crocus City Hall состоялся показ спектакля «Фантастическая Кармен» авторства Юрия Башмета.

В версии Юрия Абрамовича культовая Кармен существует в самых разнообразных сценических и музыкальных интерпретациях - оперных, балетных, музыкально-драматических. Роли обольстительниц исполнили солистка Мариинского театра Ирина Шишкова, балерина Большого театра Екатерина Шипулина, а также актриса Ольга Ломоносова. Единственным «сквозным» персонажем оказывается врач, которого сыграл Евгений Стычкин. 

Сюжетная линия постановки во многом перекликается, а где то даже повторяет, драматический фильм «Молодость» режиссера Паоло Соррентино, представленный в мае 2015 года на 68-м Каннском кинофестивале. Оба произведения заставляют задуматься о разных вехах своей жизни и девушках-музах, которые вдохновляли и будоражили сознание. И если у Соррентино главный герой оказывается в доме престарелых в Швейцарских горах, то у Башмета действие разворачивается в сумасшедшем дома.

Евгений Стычкин и Ольга Ломоносова в спектакле Юрия Башмета

Юрий Башмет и сценарист Михаил Палатник не только красочно показали жизнь режиссера Хоссе, убивающего свою возлюбленную Кармен, но и продемонстрировали общую любовь к смешению жанров: театра, музыки и танца. Примечательно, что в основу постановки Юрия Абрамовича легли новеллы П. Мериме, оперы Ж. Бизе и балета Р. Щедрина.

Описывать постановку мы, разумеется, намеренно не стали, ведь спектакль – это очень тонкая материя, сплетенная из чувств, богатства внутреннего мира зрителя и мастерства режиссера. Причем, восприятие всегда индивидуально и потому мэтрам искусства очень сложно найти нужное звучание и форму.

Три "Кармен" Юрия Башмета

В ситуации же с постановкой «Фантастическая Кармен», пожалуй, не совсем был понятен выбор площадки, которая по своему формату и эргономике в большей степени подходит под массовые музыкальные шоу, нежели более камерное театральное искусство. Возможно, многие не согласятся с этим, но спектакль требует погружения зрителя и показывать постановку малой формы для 3,5-тысячной аудитории – это потеря контакта с публикой, эмоций и чувств. В большей степени эмоции вызывала музыка, исполняемая оркестром под управлением Юрия Башмета, однако отсутствие синергии вырывало ее из общего контекста.

Пожалуй, не стоит давать более оценок этой постановке, по крайней мере в этой «раздутой» форме. Правильней все-таки перенести ее в меньший зал, располагающий к театральному и классическому музыкальному искусству, например, Дом Музыки или КЗ им. Чайковского.

Фотограф: Александр Климов.